«Не тот силён, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто владеет собой в гневе». 

Намаз убактысы

Багымдат
06:45
Күн чыгышы
08:24
Бешим
13:13
Аср
16:22
Шам
18:05
Куптан
19:43

Этикет салама (приветствия) в Исламе

В Исламе приветствие совершается определенными словами, которым научил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) свою общину, а также другие посланники. История приветствия (салама) уходит своими корнями к Адаму ( мир ему). После создания Адама Всевышний Аллах сказал ему: “Иди и поприветствуй Ангелов, сидящих в отдалении, и слушай внимательно их ответное приветствие, так как это будет форма приветствия твоего потомства. После чего Адам (мир ему) подошёл к ангелам и поприветствовал словами “ас-Саламу алейкум” ( السلام عليكم), ангелы ответили словами “ Ва алейкумус-салам” (وعليكم السلام).  Поэтому форма приветствия в Исламе выражается словами “ас-Саламу алейкум” ( السلام عليكم). Слово “ас-Салам” переводится с арабского как “мир”, “безопасность”, “благополучие”, “здравие”. Также Ас-салам является одним из прекраснейших имён Всевышнего Аллаха, которое означает “Дарующий мир и сохранность”, а также “Не имеющий никаких недостатков”. Эти слова имеют всеобемлющий смысл, которые означают несколько вещей:

     1.во-первых, это зикр Аллаха, т.е. , говоря эти слова раб Аллаха вспоминает своего Господа;

     2.во-вторых, это напоминание брату мусульманину об Аллахе, о  Его милости и благах, которыми он даровал своих рабов;

     3.в-третьих, это дуа (молитва) за брата мусульманина: приветствуя мы как будто говорим: “Я желаю вам мира, благополучия и здравия от Всевышнего Аллаха и защиту от всего плохого”;

     4.в-четвёртых, это обещание со стороны приветствующего: “Я желаю вам мира и благополучия и  не причиню вам никакого вреда и страданий, т.е. вы находитесь в безопасности от моего зла”.  Тот, кто приветствует первым, говорит:  “Ас-саламу алейкум” (السلام عليكم), а кто отвечает на приветствие, говорит: “ Ва алейкумус-салам” (وعليكم السلام). Тем самым два брата мусульманина, приветствуя друг друга , как будто обещают друг другу, что не доставят друг другу никакого вреда и страданий.

      Поприветствовать  первым, посредством слов “ас-Саламу алейкум” является сунной, а отвечать на приветствие словами “Ва алейкумус-салам”  является важибом т.е. обязательным, так как это право брата-мусульманина. В хадисе говорится, что отвечать на приветствие является обязанностью мусульманина.

      Теперь про этику салама.

      Тот, кто приветствует первым, получает награду больше, а тот, кто отвечает вторым, получает награду меньше.

      Приветствовать надо всех мусульман, тех кого знаешь и даже тех кого не знаешь.

      При входе в мечеть надо приветствовать, находящихся внутри. Но порядок приветствия такой: если вы зашли в мечеть и все, кто в мечети  совершают намаз или читают Коран, т.е. заняты поклонением, то приветствовать не нужно. Если никто не занят поклонением, надо поприветствовать. А если некоторые заняты поклонением,а некоторые не заняты,  то в таком случае по желанию, можно поприветствовать , а можно не приветстсвовать.

      Если кто-либо подошёл к группе людей и поприветствовал только определенного человека, например, подошедший сказал ас-Саламу алейкум, Абдулло, то другим отвечать на приветствие не обязательно, однако Абдулло должен ответить.

     Младший приветствует старшего.

     Проходящий приветствует сидящего. 

     Проезжающий верхом или на машине приветствует стоящего или проходящего.

     Если даже кто-либо проходит мимо незнакомых мусульман, поприветствовать является сунной и причиной саваба (наград).

     При входе в пустой дом или в пустую мечеть, надо сказать” ас-Саламу алейна ва аля ибадилахис-солихин” (السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين).

     Если вы пришли на кладбище, то поприветствовать надо такими словами “ас-Саламу алейна яйа ахляль кубур антум лана салафун ва нахну лакум таб’ун” (السلام علينا يا اهل القبور انتم لنا سلف و نحن لكم تبع).

      Приветствовать можно без большого и малого омовения.

      Во время азана, хутбы (проповеди) жума и айт намаза приветствовать не надо.

       Если кто-либо занят чтением Корана или преподаванием, то приветствовать тоже не надо.

     Если кто-либо что-то рассказывает, то его приветствовать тоже не надо.

     Если кто-либо выходит выступать с речью, то необязательно приветствовать словами “ас-Саламу алейкум”.

     Также не надо приветствовать того, кто кушает или справляет нужду, если кушающего или справляющего нужду кто-то поприветствовал, то ему не  обязательно отвечать.

     Если люди слушают проповедь или ведут между собой оживленную дискуссию, то пришедшему не желательно приветствовать, привлекая их внимание к себе.

     Если кому-то передали салам от третьего лица, то отвечать надо такими словами “Ва алейхим ва алейкумас-салам” (وعليهم وعليكم السلام), если ответить словами “Ва алейкумус-салам” (وعليكم السلام), то тоже будет достаточно.

     Если один поприветствовал со стороны всей группы, то остальным приветствовать не обязательно, таким же образом если один  ответил со стороны всей группы, то остальным отвечать не обязательно.

     Если кого-либо поприветствовали “ас-Саламу алейкум”, то отвечающему нужно ответить словами, а не просто кивнуть головой или махнуть рукой.

     В ответ на салам желательно добавить “ва рохматуллохи” (ورحمة الله) , а если ещё добавить “ва барокатуху” (وبركاته) ,то будет лучше.

     Если кому-то пришло письмо и в письме есть приветствие (салам), то ответить на салам является обязательным будь то письменно или устно. Отвечая в письменной форме, можно ответить словами “Ва алейкумус-салам”, также можно ответить словами “ас-Саламу алуйкум”. То же самое касается сообщений по телефону и мобильному приложению.

     Также нельзя искажать это приветствие, добавляя другие слова не известные в сунне.

     Если кто-либо чем-то занят, то не надо отвлекать его своим приветствием, нужно сесть возле него и только, когда он обратит внимание, поприветствовать его. Отвлекать кого-либо от важных дел является причиной неудобства, а иногда и вреда. 

     Приветствовать друга друга поклоном по шариату является неправильным.

     Если кто-либо пообещал передать кому-либо салам, то передать его салам станет обязательным, а если не обещал , то нет.

     Младший должен так приветствовать старшего, чтобы в его приветствии чувствовалось уважение, хотя для обоих слова приветствия одни и те же.         Однако старший из-за этого не должен важничать и считать себя лучше.

     Сын должен приветствовать своего отца с такой интонацией, чтобы было ясно, кто сын , а кто отец.

      Приветствовать надо с такой интонацией, чтобы человеку было приятно. Иногда бывает так, что люди становятся друзьями на всю жизнь, только по причине того, что один из них во время первой встречи поприветствовал с таким радушием, вниманием и теплотой, что у второго возникло к нему хорошее предрасположение.

Рукопожатие в Исламе

     Рукопожатие во время приветствования является сунной. Для рукопожатия не существует определённого времени, рукопожатие совершается в начале встречи.

     Рукопожатие совершается двумя руками, без уважительной причины здороваться одной рукой будет считаться не по сунне, потому что это считается признаком высокомерия.

     Если у кого-либо заняты руки и ему не удобно здороваться руками, достаточно поприветствовать словами.

     Если кто-то спешит, не надо его останавливать для рукопожатия достаточно поприветствовать словесно.

     Рукопожатие совершается в начале встречи или в конце.

     Рукопожатие надо делать с пустыми руками.

     Если кто-либо подошёл к собранию, то не нужно совершать рукопожатие поднимая всех со своих мест, это доставляет людям неудобства.

 

Автор: Татиков Рафаил